Привет, АЭСЗшники!

Михайло Орехов, так зовут меня. Это «Депо Шушары» и сегодня мы шуршим и шубуршим над вопросом — какие виды пути могут быть использованы на дачной железной дороге.

И опять нам надо ломать стереотипы большой широкой колеи. Ведь мы же привыкли видеть путь состоящим из тяжеленных рельс, бетонных шпал, широкой гравийной подсыпки. Но это там, а у нас другие условия)

И сейчас мне придётся сделать небольшое лирическое отступление, дабы объяснить свой подход к дачным железным дорогам вообще, да и ко всем железным дорогам в принципе.

Я рассматриваю любую железную дорогу прежде всего, как инструмент по перевозке различных грузов — сыпучих, текучих, длиннющих, на четырёх или двух ногах идущих, и прочих. А инструменты, как известно, бывают разные.

Например, дабы просверлить отверстие, в зависимости от его расположения и диаметра применяют и бормашинки, со сверлом маленьким-маленьким, и обычные дрели, и большие перфораторы, и буровые установки с фрезами метр в диаметре!

И все эти машины заточены на одну операцию — сделать нужное нам отверстие) Маленькое в часовом механизме или большое под заливку фундаментного столба.

И если перенести эту аналогию на наши железнодорожные условия, то большие отверстия бурит широкая колея, а мы, с нашей микро и мини колеёй, занимаемся бытовым сверлением. А что касается часовых механизмов, то это, скажем так, модели масштабов НО и ТТ.

И как известно, инструмент бывает широкого профиля, способный выполнять несколько операций, а бывает узкого, заточенного под определённые задачи. Бывает лёгким, а бывает очень тяжёлым. Бывает элегантным, а бывает… не совсем элегантным)

Так и у нас — путь может быть и многофункциональным, и лёгким, и элегантным. И давайте рассмотрим его виды подробнее:

1. Деревянный (лежнёвый )путь.

Это, скажем так, нестареющая классика. Вспомним, упоминавшуюся мной в предыдущих выпусках, деревянную вагонетку из немецкого рудника. Она стоит на том самом деревянном пути, который в народе получил название лежнёвый.

Дороги данного типа эксплуатировались ещё в середине 20-го века на лесозаготовках нашего бескрайнего севера. И эксплуатировалась настолько массово, что писались целые книги с расчётами нагрузок, рекомендуемой их длинной, сроками эксплуатации и прочим.

Также, данные дороги использовались во время второй мировой войны, как с одной, так и с другой воюющей стороной.

Конечно, в наше время их не используют, в промышленных и военных масштабах. Но благодаря тому, что дерево является экологически чистым материалом дороги такого типа нашли применение в парковых зонах.

На блоге «Стальная колея» я пару лет назад размещал пост о деревянной железной дороге созданной в одном из парков Японии. Там и длина в километрах измеряется, и эксплуатация весьма насыщенная, правда, в покатушечном отношении, но всё же!)

Пост на «Стальной колее»

А в какой ситуации такая деревянная дорога может быть полезна в наших условия?

Во-первых, это хороший способ для того, чтобы попробовать сам принцип перевозки грузов использую рельсовый транспорт. Стоимость вложений минимальна, если не пошло — распилил и в печке стопил)

Во-вторых, бывают моменты, когда «нормального» пути не хватило, а везти надо! В этом случае делается времянка, которая потом разбирается, но сейчас позволяет выполнить необходимую работу.

В-третьих, может использоваться для отстоя подвижного состава в депо или организации тупиковых усов, как для отстоя подвижного состава, так и для маневрирования.

Кстати, я тоже, в своё время, начинал по классической схеме — с деревянного лежнёвого пути. По нему осуществилась первая грузоперевозка, возили мы сырые дрова объёмом по 0,3 кубика за раз. Для перевозки применялась грузовая вагонетка. Общий вес доходил до 370 кг (вес вагонетки 120 кг и сырых дров, состоящих из отпилов сырой еловой доски). Путь был изготовлен из бруска сечением 40х50 мм, шпалы из доски сороковки, что имелась в хозяйстве в виде разных обрезков. К шпале рельс прикручивался мебельным уголком.

2. Легкий путь.

Это аналог классической Декавильки. Помните, я рассказывал о месье Поле Декавиле, родоначальнике данного вида дорог? В данном случае используется цельная рельсо-шпальная решётка выполненная из металла и дерева или целиком из металла.

Принцип работы тут простой — рельсо-шпальная решётка укладывается на более или менее подготовленную поверхность и по ней осуществляется перевозка грузов.

Этот вид пути позволяет нам:

1. Быстро прокладывать путь по садовым дорожкам, пахотной земле, через грядки и клумбы.

2. Переставлять подвижной состав из депо (места его хранения) на подготовленный рабочий участок.

3. При перевозке ПС автомобильным транспортом облегчает погрузку и разгрузку.

Такой путь легко перенести до места работы, а после неё удобно складировать в углу сарая.

3. Магистральный путь.

Это тяжёлый, все сезонно использующийся путь, который укладывается на подготовленное основание (нижнее строение пути) или монтируется в пешеходную дорожку.

Данный вид пути применяется для постоянного перемещения грузов соединяя основные объекты инфраструктуры.

Также, по нему перевозятся тяжёлые грузы, такие, как бетонные блоки, мокрый песок и прочее в больших объёмах. Вопрос — а есть ли у вас эти большие объёмы в постоянной необходимости их перевозить? Или можно остановиться на лёгком пути?

Опять же, каждый из вас, при выборе вида пути или их совокупности, должен ответить на уже озвученные мной ранее вопросы:

1. Что вы собираетесь возить? Если грузы тяжёлые (бетон, песоку, щебень), то стоит посмотреть в сторону магистрального пути. Если это дрова, земля в огород, вывоз сена — можно выбрать лёгкий путь.

2. Как вы собираетесь эксплуатировать свою железную дорогу — только летом или круглогодично. Для трёх-четырёх сезонных перевозок можно остановиться на лёгком или даже лежнёвом пути. А если жить на даче круглогодично или приезжать на неё круглый год, то лучше подойти к делу более основательно.

Что касается моего дачно-железнодорожного опыта скажу так — я использую два вида пути. Магистральный связывает по периметру участка все хозяйственные объекты, а лёгкий применяется для временных усов и загрузки/разгрузки подвижного состава из автотранспорта. Также лёгкий путь брался на выездные мероприятия. Например, в 2017 году по приглашению Центрального музея железнодорожного транспорта мы участвовали в праздновании дня железнодорожника. Путь был проложен в соседнем с музеем Юсуповском парке города Санкт-Петербурга.

Пост на «Стальной колее»

Возможно, что и у вас возникнет необходимость что-то где-то перевезти. В таком случае лёгкий путь будет весьма кстати.

А пока вы обдумываете полученную информацию я пойду готовить ответ на следующий вопрос — а из чего сделать рельсы на дачную железную дорогу.

Заходите в «Депо Шушары», пошуршим и пошубуршим) Пока)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *