Какую ширину колею выбрать?

Привет, АЭСЗшники!

Михайло Орехов, так зовут меня. Это «Депо Шушары». И сегодня мы с вами шуршим и шубуршим над вопросом — какую ширину колеи выбрать для своей дачной железной дороги.

Вопрос этот, скажем так, краеугольный и от него зависит вся ваша дальнейшая работа, а также сколько сил, средств и времени вы потратите на строительство своей дачной железной дороги. А сделать правильный выбор бывает ох как не просто)

Мировая история развития железных дорог отчётливо показала, что для выбора ширины колеи надо руководствоваться двумя основными требованиями — фактором географическим и экономическим.

Первый фактор — географический — это, переводя в наши дачные реалии, совокупность построек и посадок на вашем участке, а также рельеф его местности. То есть, это все те не сдвигаемые и не перемещаемые предметы, которые определят максимальный габарит приближения вашей дороги. И если между сараем и забором всего полметра, то колею в 600 мм вы туда не положите, как бы вам этого не хотелось. О габаритах я подробно расскажу в следующем видео.

Второй фактор — экономический — это ваша возможность вложить в дорогу средства адекватно полученной от её использования прибыли. Прибыль в данном случае выражается не в денежном эквиваленте, а в экономии времени и сил при транспортировке грузов.

В нашем случае — если нужно раз в неделю перевезти ведро с сеном, то не надо строить колею 750 мм с вагонами в полтонны весом, достаточно взять 180 мм и лёгкую вагонетку. А может вообще ограничится однорельсовой железной дорогой. Да-да, есть и такие, именно грузовые однорельсовые)))

Именно эти два, вышеназванных фактора дали великое множество железных дорог, оптимизированных под свои цели, задачи и расположение. Да, со временем основные магистрали, зачастую, перешивались в один размер колеи. Где-то это было связано с увеличением грузооборота, где-то в стратегических целях, где-то просто дабы единообразно было, но… То, что хорошо на большой дороге, на малой может не работать, от слова совсем.

Например, увеличения грузооборота на дачной железной дороге ждать не надо. Одноразовые авралы по перевозке Камаза песка считать не будем, они каждый год не происходят. А если и происходят, то дорога элементарно с ними справляется. К тому же, по мере строительства и благоустройства виды грузов буду меняться — по началу это, в основном, строительные материалы, а в конце земля для грядок, перевозка дров, вывоз скошенной травы.

Увеличение парка вагонов тоже большой вопрос. Как показывает практика, в работе достаточно иметь пару вагонеток со сменным оборудованием. Составы на дачном участке скорее исключение, чем правило.

 

Расширения дачной дороги на другие участки и близлежащие лесопасеки и прочее территории вопрос скорее желания масштабности у новичков ДачЖелДора, чем практического расчёта. И я не говорю о затратах материальных. Тут надо понимать одну простую вещь — всё, что расположено за пределами вашего участка не ваше, а кому-то принадлежит — частному лицу, организации или государству. И настанет тот день, когда хозяин объявится и потребует, в лучшем случае, убрать всё настроенное вами, а может ещё потребовать возместить нанесённый вами убыток. И не важно, что у него на участке ивняк рос — у вас на эксплуатацию его участка разрешение было? Нет? Всё, самозахват со всеми вытекающими.

Итак, два названных мною фактора — географический и экономический — определяют размеры на всех коммерческих железных дорогах и должны, по идеи, определять размеры и в дачных железных дорогах. Но! В нашем случае к ним прибавляется ещё один фактор — психологический.

Этот элемент вносит больше всего неприятностей в выбор ширины колеи, так как здравый смысл в нём исключается, а добавляются хотелки, основанные на подгляделках, что там у других построено.

Составляющих психологического фактора довольно много, поэтому сегодня остановимся на трёх основных, кои повторяются весьма часто, и по пунктам их разберём:

1. Хочу стандартную колею.

Первая причина этой хотелки такова — так уж устроено природой и доработано различными политико-религиозными течениями, что человек является, на данный момент существом ленивым и трусливым. Подняться с дивана лень, сделать что-то не так, как у всех страшно!

И начинается поиск какой-то устоявшейся модели или готового решения, которое можно применить к своим условиям. Думать самому лень, отстаивать придуманное кишка тонка, и пусть сидит тулуп мешком, рукава коротки, воротник шею не закрывает, зато по стандарту!

Вторая причина данной хотелки — увиденный в интернете западный опыт. Да, там есть наиболее распространённые размеры в 7 ½ дюйма, 10 ½ дюйма, 15 дюймов. Но! Там совсем другие условия. Там, как правило, есть клубы, имеющие большое количество членов, а отдельно взятых энтузиастов так мало, что они являются скорее исключением из правил.

В случае клуба, конечно же, унификация колеи дело первоочередное. Но много ли таких клубов у нас на постсоветском пространстве? Нет, от слова совсем? Поэтому в ДачЖелДоре и нет стандарта колеи, каждый выбирает то, что отвечает двум основным факторам. А если кто-то что-то начинает говорить о стандартах, то поверьте, он тешит свое эго или преследует какие-то корыстные цели и более ни чего.

2. Буду ездить к другим на совместные покатушки.

Эта мысль аналогична той, чтобы ходить весь год в презервативе в надежде на его однократное применение. Почему? Давайте разбираться.

Во-первых, в Тулу со своим самоваром не ездят! Если уж и ехать к кому-то в гости, то ехать кататься на его подвижном составе и по его дороге.

На своём можно покататься и у себя. Вы же в кинотеатр ходите не свои фильмы смотреть, а в кафе не свой борщ едите?

Во-вторых, встаёт вопрос транспортировки подвижного состава автомобильным транспортом. А что-то мне подсказывает, что не у каждого в хозяйстве имеется прицеп к автомобилю или микроавтобус?

В-третьих, на данный период времени энтузиастов на постсоветском пространстве так много, что их, порой, разделяют тысячи километров. Хотя и за сто километров каждый месяц не наездишься. Просто потому, что всегда есть и другие дела, и погода может подвести, и прочая и прочая.

Вот и получается, что съездил раз в год, а остальное время орган в резине только преть будет.

3. У дяди Васи такая.

 

У дяди Васи то такая, но можете ли вы выполнить те условия, которые есть у дяди Васи? Может быть у него от забора до сарая полтора метра, а у вас метр. И то, что спокойно проезжает у него у вас будет цепляться. Но эксплуатировать то дорогу будете вы, а не дядя Вася. Зачем вам подражать кому-то, если потом при эксплуатации вы будете иметь неудобства? Просто ради того, что и у меня, как у него? Глупо.

Это три основных психологических хотелки, к которым прибавляется вариация на тему и вот мы уже видим, как в Новые Васюки прокладывают широкие дороги, летят самолёты со всех концов земли, а вокруг каждый сосед начинает строить стандартную с нами дачную железную дорогу.

Друзья, опуститесь на землю. Ибо витание в облаках до добра ещё ни кого не доводило. И уже стоя на земле ответьте для себя на три вопроса:

1. Что вы собираетесь возить и как часто?

2. Какую вы планируете дорогу — постоянную все сезонную или разборную для осуществления определённых задач несколько раз в год?

3. Какое количество средств вы готовы потратить на это мероприятие и смогут ли эти средства вернуться к вам в виде экономии времени и сил при перевозке?

А стоимость 1 м/пог. РШР для колеи 180 мм и Осьми Вершковой колеи (356 мм) разнится почти вдвое. И цифры эти трёхзначные однозначно.

Поэтому, думайте своей головой и не ведитесь на разную «стандартную» чушь, дабы потом не пришлось локти кусать. А прецеденты, к сожалению, уже были — сделал человек дорогу поддавшись эмоциям, а в эксплуатации вылезли проблемы и что теперь делать — мириться или колею перешивать?

Дабы не быть голословным расскажу, как я выбирал свою колею.

Начнём с географического фактора — новый участок без построек и культурных посадок площадью 12 соток. Перепад высот по диагонали — 88 см.

Фактор экономический — участок в разработке, поэтому необходимо вывозить спиленный лес, перемещать землю, перевозить строительные материалы. Объем грузоперевозок предстоял значительный и вложенные средства должны окупиться.

Первоначальная идея — сделать набор РШР, которые, по мере необходимости, укладывать между точками погрузки/разгрузки. Из подвижного состава — ходовая рама и сменные кузова. После первой грузоперевозки идея изменилась на прокладку постоянного пути вдоль забора для связи им основных хозяйственных объектов.

Так как предполагалась ручная откатка нужно было выбрать такую колею, внутри которой можно пройти не задевая рельсов сапогом. Для этого были взяты две рейки (типа рельсы), которые я положил на ровную поверхность и строительная тачка (имитирующая вагонетку). Далее, я стал класть рейки на одинаковом расстоянии друг относительно друга и проходить внутри них везя садовую тачку.

Эксперименты показали, что минимальное расстояние удобное для хождения было в районе 340-345 мм. Ширина подвижного состава, в этом случае, получалась около 700 мм, что меня, в принципе, устроило.

А дальше включился пресловутый психологический фактор — 340-345 мм как-то не кругло, 350 мм кругло, но банально… Вспомнил, что широкую колею во всём мире называют русской и решил посмотреть, а есть ли какой-то аналог размера в 350 мм в старых русских единицах измерения. И оказалось, что размер 356 мм, сна 10 мм больше необходимого, попадает под два старых измерения — пол аршина, или 2 пяди, или 8 вершков. Последний размер и выбрал.

Остался ли я доволен своим выбором — да! И практика показала, что для дачного участка этот размер оптимален по многим параметрам, которые мы рассмотрим в следующих видео. Но! Выбор свой я ни кому не навязываю — думайте своей головой)

А дабы думать вам было легче я пойду готовить следующее видео, в котором расскажу, как не промахнуться с выбором именно вашей колеи и как на этот выбор повлияет габарит приближения.

Заходите в «Депо Шушары», пошуршим и пошубуршим)

Пока)

Видеоверсию поста можно посмотреть ниже или зайти на канал в Ютубе.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх