Грузоперевозки дачной железной дорогой

Для большинства обывателей дачная железная дорога является некой масштабной игрушкой для не доигравших в детстве. Мнение это основано на размере дороги и отсутствия опыта её эксплуатации.

На самом деле дачная железная дорога может стать незаменимым помощником в деле перемещения различных грузов по дачному участку. И дабы читатели блога смогли в этом убедиться ниже я приведу собранный мной за почти десять лет нахождения в этой теме материал.

Начну с себя и своей дачной Осьми Вершковой железной дороги. За время её эксплуатации мне пришлось перевезти по ней не один самосвал песка, щебня, кучу пиломатериалов, землю и прочее и прочее. Для удобства восприятия материала разделю условно разделю все грузы на виды.

Итак, начнём.

Песок.

Основной задачей на момент изготовления дачной Осьми Вершковой железной дороги была перевозка песка в объёме от 11 кубов по пересечённой местности, с встречающимся по пути кусками свежевспаханных земель. С чем дорога справилась на отлично.

Затем последовала перевозка песка на засыпку дна котлована, вырытого для погреба.

Для объектов поменьше вместо самосвального кузова мы использовали вёдра…

…и применяли, к тому же, детский труд!

С переделкой самосвального кузова под разгрузку с торцовой стороны удлинение дороги стало делом самой дороги

Правда, случались и некоторые ошибки)

Но это нас не останавливало и мы вновь возили песок. Кстати, в котлован, который на фото ниже, дорога привезла 40 кубов песка)

Ну а где песок, там и щебёнка)

 

Дрова.

Именно они были первым пробным грузом для, тогда ещё строящейся, дачной Осьми Вершковой железной дороги.

Потом мы возили дрова и в виде чурбаков…

… и в виде полешек, используя тарой вёдра…

… и в виде обрезков от досок, используя тарой ящики…

…и поленьями, используя тарой и вёдра и ящики)))

 

Вода.

Перевозкой этого груза приходится заниматься постоянно. Долгое время в виде тары мы применяли (и применяем до сих пор) пластиковые канистры.

Со временем была сделана попытка усовершенствовать данный процесс, применив вагон-цистерну с насосом на борту. Это позволило, как закачивать воду в цистерну, так и перекачивать её из цистерны.

Следующим шагом развития стало увеличение ёмкости цистерны до 300-т литров. И попытка сделать из неё лейку. Попытка пока в процессе реализации)

 

Доски.

Этот груз возим постоянно. Благо идёт строительство различных объектов на садовом участке.

Причём, кроме коротких досок мы научились перевозить длинномер в 6-ть метров длинной!

Плюс, перевозятся различные деревянные полуфабрикаты. Например, элементы стропильной системы.

 

Урожай.

Овощи, выращенные в огороде, перевозятся на пункт перезагрузки в автотранспорт, для дальнейшего транспортирования в город.

Фотографии разных сезонов, и количество урожая разное)

«Барахло»

Есть такое понятие в дачно-железнодорожных грузоперевозках, как барахло. В него входит всё то, что по каким-то причинам увозится в город, а также возвращается из него. Как правило, такие перевозки осуществляются начиная с осени, через зиму и заканчиваются весной)

Перевозки нужные, а порой даже необходимые. Не всё едет в городскую квартиру, что-то и в «Депо Шушары».

Тяжёлые грузы.

Это тротуарная плитка, бетонные фундаментные блоки, камни для ландшафтного дизайна.

Огородные грузы.

К ним относятся — земля,

..торф…

…скошенная трава…

бочки для полива.

Плюс инструмент, вёдра, удобрения и прочая необходимая в огородном деле амуниция и комплектующие)

Прочее.

Бывают грузы специфические. Например, строительный козёл

Или перевозка мотоблока

 

Зарубежный опыт.

Сразу стоит отметить тот факт, что весьма небольшое количество наших западных коллег имеют свои частные железные дороги. Как правило, это клубы по интересам или, как они любят говорить, инженерные общества.

В данных клубах энтузиасты могут совместно строить весьма длинные парковые дороги и обслуживать свой подвижной состав. Поэтому для подавляющего числа энтузиастов эксплуатирующих железные дороги масштаба микроколея, Декавилька, фельдбан основным направлением являются покатушки на масштабно выполненных моделях или даже на, можно так сказать, экспонатах.

Но кроме покатушек и для покатушек нужно содержать свой путь в чистоте и исправности. Поэтому работы по эксплуатационному обслуживанию данных дорог проводятся в обязательном порядке. А для их выполнения, конечно, используются и возможности самих дорог.

Эту ремарку я сделал специально, дабы у Вас, при просмотре фотографий, не возникло вопросов о площади «дачных» участков наших коллег)))

Итак, начнём.

Брёвна.

Уж коли дорога расположена в парке или на участке большой площади возникает порой необходимость эту площадь почистить от лишних лесонасаждений. Деревья валятся, распиливаются на брёвна… а чем их везти? Правильно — железной дорогой!

Начнём с фельдбана — дорога с колеёй в 600 мм. (Напомню, что в России дачные железные дороги имеют колею вплоть до 750 мм)

Вы скажите — ну тут понятно, настоящая узкоколейка, чего бы по ней брёвна не повозить. Хорошо, вот другой пример — колея 185 мм

Колея пошире — целых 260 мм!

А если в хозяйстве имеется пару длинных платформ, то можно увезти гораздо больше грузов за раз

А можно даже собрать целый лесовозный поезд) Кстати, в конце поста будет небольшой видео ролик с примерами грузоперевозок, выполненными нашими забугорными коллегами.

Если колея пошире, здесь уже 320 мм, то и брёвна можно везти побольше

А если в вашем распоряжении кроме дачного домика ещё и лес, то можно наладить вот такой лесовозный путь

Чурки.

Вы скажите — брёвна возят те, кто у леса живёт, а на даче это груз редкий. Чтож, посмотрим на чурки, они частенько заказываются для отопления домов.

В зависимости от размеров и прожорливости печки чурки могут быть и маленькие и большие.

 

Кстати, брать дрова в чурках дешевле, чем наколотыми. Единственный минус — их надо колоть))) А перевезти наколотое опять же поможет дачная железная дорога.

Дрова.

 

 

Брёвна, чурки и наколотые дрова это , конечно, хорошо, но лучше возить

Пиломатериал.

В зависимости от применяемого подвижного состава это могут быть и длинные доски…

и деревянные щиты…

и маленькие бруски (в данном случае деревянные шпалы)

Ну и раз уж мы заговорили о пиломатериале, который, в большинстве случаев, идёт для строительства различных архитектурных элементов на участке, то давайте посмотрим и на транспортировку других изделий и субстанций, применяемых в строительстве.

Песок.

Это самый распространённый строительный материал. Возить его лучше в специальных кузовах (если много) или в вёдрах (удобнее по месту разгружать).

Грузить можно лопатой, а можно и минипогрузчиком

Щебень.

Тоже весьма распространенный материал в строительстве. Вид его перевозки не особо отличается от песка.

Обращу внимание на разгрузку. Как я сказал выше относительно песка хорошо иметь специальный кузов для перевозки сыпучки с возможностью опрокидывания

Кузова со съёмным бортом менее удобен для этих целей

Если есть возможность можно соорудить небольшую эстакаду

Также возможно совместить перевозку тачкой и железной дорогой. В этом случае железная дорога является основной магистралью от места погрузки, а тачка выполняет вспомогательную функцию. Такой приём удобен при отсыпке площадок.

Бетонные блоки и кирпичи.

В своей практике мне приходилось перевозить и бетонную тротуарную плитку 50х50х5 см, и бетонные блоки 20х20х40 и 20х40х40 см. Для таких грузов удобнее использовать платформы

Но на безрыбье и рак рыба)))

Земля.

Дача это не только и не столько стройка и отопление построенного но и сад-огород. А для него нужна земля/торф/перегной/навоз.

На мой практический взгляд наиболее удобной тарой для этих грузов являются пластиковые 12-ти литровые вёдра. Но есть и другие варианты

И опять совмещённая перевозка.

Сельхозпродукция.

Осенью начинаются перевозки взращенных на полях корнеплодов к месту их хранения

Опыт, конечно, не из ДачЖелДора, но может кому-то пригодиться)

Животноводство.

Не совсем про дачи, но к деревенским жителям относится точно — применение ДачЖЕлДора в животноводстве.

Это может быть и подвоз сена для мелкого рогатого скота…

Перевозка сена с поля до мест хранения…

Кормление лошадиных сил…

Вывоз использованных для подстилки опилок…

И даже кормление поросят весьма необычным способом.

Мешки.

Весьма удобным способом является перевозка грузов в мешках. Их удобно складировать, удобно грузить/разгружать

Для перевозки удобнее применять платформы или полувагоны

Биг-бэг.

Для любителей побольше да потяжелее есть большой мешок с ручками — биг-бэг! Я такое не перевозил, но другие пробовали)

А вот момент обслуживание парковой жд с применением биг-бэга для вывоза мусора.

Ёмкости под воду.

Данный вид перевозки подойдёт если вода на участок привозная. Я возил канистрами, но можно и увеличить размер резервуара на колёсах.

Ну а о таком бочёнке мечтает каждый мужичёнка)))

Уборка территории.

Я уже и не помню, когда последний раз пользовался тачкой при уборке территории. Как правило всё подстриженное, скошенное, выкопанное и прочее ненужное из растительного мира просто складируется вдоль дачной железной дороги, а затем, за один проезд, увозится на компостную кучу.

Также поступают и наши зарубежные коллеги.

А вот вывозить опавшую листву можно двумя способами. Первый — используя специальный переворачивающийся кузов

Второй — используя вынимающийся кузов в виде коробки. Мне этот способ приглянулся больше.

Прочие перевозки.

Иногда бывает необходимо сделать перевозку чего-то необычного или осуществить сборную перевозку. Это может быть перевозка камней для ландшафтного дизайна…

Сборно-хозяйственных грузов…

Перевозка заборно-воротно-калиточных секций…

Перевозка бетонных труб…

И даже конструкционных элементов зданий!

Конечно, в практике дачника может возникнуть необходимость перевозки и каких то специфических грузов, но в любом случае дачная железная дорога сможет ему помочь сэкономив силы и время.

 

 

 

Прокрутить вверх