Железная дорога на даче — зачем?

Привет, АЭСЗшники!

Михайло Орехов, так зовут меня. Это депо Шушары. И сегодня мы шуршим и шубуршим над вопросом — а зачем нужна железная дорога на даче?

Но перед тем, как ответить на вопрос, вынесенный в заголовок, позволю себе в двух словах рассказать, что же это за дороги такие — дачные)

Дачные железные дороги – это уникальное направление железнодорожного транспорта, которое родилось на просторах постсоветского пространства в начале 10-х годов 21 века.

Как следует из названия — дачная железная дорога расположена в границах дачного (огородного, ижс и прочего) частного участка земли и не приносит своему владельцу денежной прибыли, являясь некоммерческой.

Напомню, что к коммерческим железным дорогам относятся:

1. Детские развлекательные аттракционы — паровозик Чух-Чух.

2. Железные дороги на предприятиях, или ведомственные.

3. РЖД — Сапсаны, Ласточки, электрички.

4. Городской рельсовый транспорт — метро и трамваи.

Как я уже говорил в предыдущем вложике стандартов на дачных железных дорогах не существует, по двум объективным причинам — индивидуальному рельефу и плотности застройки дачных участков. Об этом мы ещё подробно поговорим, когда затронем габариты приближения и подвижного состава.

Поэтому ширину колеи (основной размер в железнодорожном транспорте, от которого в разные стороны пляшут все остальные размеры) каждый автор выбирает индивидуально, исходя из площади своего участка, его застроенности, засаженности, предполагаемых перевозок по дороге и своих материальных возможностей.

Первоначально в категорию ДачЖелДора попали дороги колеёй от 180 до 390 мм включительно. Позже к ним добавилась колея в 400 мм, 500 и даже 750 мм — настоящая узкая колея! Именно эта особенность — большой разброс ширины колеи — не позволяет дачным железным дорогам быть, скажем так, обмеряемыми западными размерами.

Во-первых, на западе мера измерений в дюймах, а мы, стыдно сказать, в метрах-миллиметрах всё измеряем.

Во-вторых, согласно их стандартам дороги от 64 мм и до 380-ти являются миниатюрными или микроколейками. С 380-ти мм начинается минимальная колея, заканчивающаяся на отметке в 599 мм. А уже с 600 мм начинаются узкоколейки.

Для не верующих в такое положение дел ссылочки на википедию я прикреплю в текстовом посте, который будет опубликован на блоге «Депо Шушары»

 

Ссылка №1  и   Ссылка №2

В нашем случае колея меньше 180 мм не позволяет использовать дорогу для практических целей и является скорее объектом для изготовления масштабных моделей. Наиболее распространённым на постсоветском пространстве стал масштаб 45 мм ( G ), за которым у нас, на постсоветском пространстве, закрепилось название садовая железная дорога.

Искушённый зритель сейчас может спросить меня, а почему название «садовые», применяемое повсеместно на западе к дорогам такого размера, не стало общепринятым у нас?

Отвечу — на западе, в тип садовых железных дорог вошли все дороги, размещаемые на открытом воздухе с шириной колеи от 45 мм.

То есть, и игрушки масштаба G, и микроколейки «заднего двора» (такое название часто встречается у западных энтузиастов, имеющих личную дорогу на своём частном участке), и клубная дорога (а на западе этот вид совместного времяпрепровождения весьма распространён), и коммерческий аттракцион с паровозом в 2 тонны — это всё гарден!

Главное, что на улице дорога размещена. В принципе и Стефоновская колея подходит под это определение — она же тоже на улице расположена)

Кстати, могу привести такой пример — вот совместные покатушки дачной Осьми Вершковой железной дороги, на фото слева, и модели масштаба «G», на фото справа.

На западе обе эти колеи «гарден»)

 

Кстати, в Германии, чтоб как-то показать размеры этого «гарден» за железными дорогами микроколеи закрепилось прозвище лилипутбахн, что означает железная дорога лилипутов.

Но оставим западным коллегам их баханы и гарданы, а сами вернёмся в свои пенаты и посмотрим, для чего же нужна железная дорога на даче.

И опять же вспомним историю — с чего развивалась железная дорога? Ответ — с грузоперевозок. Самая старая из сохранившихся вагонеток находится в Германии.

Её использовали на рудниках для вывозки руды. Деревянные колёса катились по деревянным лежням, а локомотивом выступал человек.

Но толкать/тянуть человеку быстро надоело и вот уже локомотивом выступает лошадь

Везти одну вагонетку лошадью хорошо, но маловато будет! И вот мы уже видим прототип современного, длиннюще-большуще-дофигавезущего, грузового состава.

Но одна, две, три лошадиные силы это конечно хорошо, но опять человеку маловато!

И вот уже лошадь сменил паровоз, его тепловоз, того электровоз… Кстати, хотели даже атомовоз сделать, но что-то там не срослось.

И по сей день львиную долю перевозок по любой железной дороге составляют грузы. Поэтому и дачная железная дорога первоначально должна перевозить грузы, став для своего хозяина незаменимым транспортным инструментом на его дачном участке.

А как же пассажирские перевозки?

Честно говоря, на даче нет таких расстояний, которые потребовали бы для перемещения розовой попки строительства отдельного вида транспорта) Поэтому рассматривать это направление серьёзно не стоит.

Но как же покатушки то? Ведь дачная железная дорога так манит к себе своей «игрушечностью», так хочется сесть в вагончик и поехать, поехать…

Друзья мои, как показала практика, пассажирские перевозки на ДачЖелДоре дело одного дня, касаемо гостей дороги, и максимум недели для её создателей.

И дело тут в одной особенности любой железной дороги — её конечности. Например, сев на велосипед, мы можем сегодня поехать налево, завтра направо, потом прямо, потом назад, потом по кругу и тд. А железная дорога это путь от одного тупика до другого. И тупики эти, в пределах дачного участка, находятся в зоне прямой видимости)

Пока игрушка новая можно на ней покататься, но говорю вам основываясь на опыте эксплуатации своей, дачной Осьми Вершковой железной дороги, кататься быстро надоест. И в этот момент окажется, что кроме весёлого катания за железной дорогой нужно ещё и невесело ухаживать. Дабы ваш подвижной состав хорошо ехал, а путевое хозяйство на ржавело да травой не зарастало)

В случае, когда ваша дорога является инструментом по перевозке грузов, уж поверьте на слово, вы укатаетесь возя всё и вся. Причём, когда приедут гости и вам захочется их покатать многоцелевой грузовой вагон в считанные минуты переделывается в пассажирский, а по отъезду гостей возвращается в свой грузовой строй.

Да и проехать в полувагоне, сидя на его полу, для некоторых большее удовольствие, нежели сидеть на скамеечке в пассажирском вагончике) На скамеечке вы и в электричке проедите, и в метро, и в трамвае городском. А вот покататься на том, к чему в обычной жизни вас и близко не подпустят всегда интереснее и оставляет больше воспоминаний.

Например, приезжая в деревню к бабушке кататься на легковой машине можно, но она и в городе есть на каждом шагу. А вот проехать с дядей Васей в кабине трактора — это запомнится на всю жизнь. Особенно, если дядя Вася даст ещё и порулить)

Конечно, надо не забывать о технике безопасности, но это тема отдельного, будущего, видео. А пока, в начале своего дачно-железнодорожного пути запомните одну простую, но в тоже время очень мудрую мысль — железная дорога на даче должна быть прежде всего инструментом!

Инструментом, который поможет вам сэкономить силы и время при перемещении различных грузов на своём дачном участке. Только в этом случае она принесёт вам и вашим близким максимум пользы и удовольствия.

И пока вы осмысливаете вышесказанное, я пошёл готовить следующее видео, в котором расскажу о том, какие грузы можно перевезти дачной железной дорогой.

Заходите в «Депо Шушары» пошуршим и пошубуршим)

Пока!

Видеоверсию поста можно посмотреть ниже или зайти на канал в Ютубе.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх